Никита Савельев, участник «Голос-5»: «Мне есть куда расти. Я знаю, чего я хочу и как мне этого добиться»
Мы пригласили в нашу студию участника проекта первого канала «Голос», хорошо известного в Шадринске и далеко за его пределами музыканта Никиту Савельева, чтобы узнать об этом ярком событии из его жизни и заглянуть «за кулисы» популярного шоу.
Почему "Голос"? С чего все началось? Тебя ведь больше знают как гитариста.
- Я последние 2 года занимаюсь вокалом, и работаю я над ним очень и очень тщательно. Делаю свои проекты. В этом мне помогают усиленно родители и родственники.
Почему ты решил стать не просто гитаристом, а гитаристом, который еще и поет?
- У меня друг Лукас Имбириба, я посмотрел, как это все происходит на сцене, и захотел тоже заняться вокалом. Он начал петь тоже в 19-20 лет. Я за эти два года сделал очень большой рывок, но мне пока кое-чего, конечно, не хватает.
Ты занимался вокалом с педагогами?
- Педагогов я не нанимал, но расскажу такой секрет: когда я записывал свой диск, мини-альбом «Моя история», меня консультировала и немножко направляла известная вокалистка, участница проекта «Голос-3» Мариам Мерабова. Сейчас планируется дальнейшее сотрудничество с ней.
Как появилось желание принять участие в проекте «Голос» на 1 канале?
- Расскажу все с самого начала: в конце июня мне приходит оповещение на почту от 1 канала – «Никита Станиславович, Вы прошли на «Голос». Я не понимаю – может это какой-то розыгрыш, опечатка, или просто перепутали? Но дальше мне звонит администратор с проекта, у нас начинается диалог, и я понимаю, что что-то здесь нечисто. Я сразу догадался, что за меня подали эту заявку. Это сделала сестра моей жены – Настя Артемьева, замечательная вокалистка, между прочим. В заявку входила видеозапись, мое портфолио, мои достижения и т.д. Я об этом абсолютно ничего не знал, это было для меня удивлением, но я подумал: «Раз меня пригласили, раз из 14 тысяч я попал в эту тысячу, а на сам кастинг попадает тысяча человек, то почему бы и нет?».
Кто проводит кастинг и участвует в отборе участников?
- В качестве председателя жюри на кастинге сидит Юрий Аксюта – директор развлекательных программ первого канала, ему помогает его режиссерская группа, которая состоит из 4-х человек, если я не ошибаюсь. Есть еще различные администраторы, музыканты и т.д.
Я захожу в «Останкино», мне назначено время 12 июля 17:00. Я, естественно, приехал заранее, зашел в «Останкино», но мне пришлось, правда, подождать 4 часа – ну сами понимаете – Москва, телевидение, первый канал.
Каждый день они отсматривали по 100 человек. На сам кастинг заходит по 10 человек. То есть на мое же время – на 17:00, было назначено еще 9 человек. Мы заходим десяткой, и из нее выбираются или не выбираются музыканты.
Когда я приехал, это был уже почти последний день кастинга. Нам сказали, что уже 142 человека набраны и оставалось 8 мест или чуть побольше. Так получилось, что из первых двух десяток, которые заходили передо мной, вообще никого не выбрали, хотя музыканты были качественные действительно. Я слышал таких вокалистов, что подумал: «А что я здесь делаю вообще?!». Казалось, что можно уехать обратно уже. Думал, может билеты уже купить?
Десятка заходит за кулисы, и выходит по одному человеку. Мы выходим, поем буквально 40 секунд одной песни, причем тебя, конечно, могут остановить. Далее ты поешь еще одну песню. То есть ты готовишь две разнохарактерные, и лучше разноязычные песни. На все прослушивание выделяется 1,5 – 2 минуты, максимум. Ну и с тобой могут побеседовать еще.
В общем, доходит до меня очередь. Я выхожу, здороваюсь, представляюсь. У них лежит мое досье, они знают кто я. Я исполняю первую композицию «Прощай», которую исполнял Лев Лещенко. Но сразу скажу – вы знаете, она прошла дальше, но это абсолютно не та аранжировка. Я сделал такой трибьют еще пару лет назад и выступал с ним часто. Я исполнил, и начались вопросы сразу же: «А откуда такое владение гитарой?». Я немножко рассказал. Потом спросили, сам ли я делаю аранжировки. Я сказал «да». В заявке ты пишешь, есть ли у тебя собственные песни, делаешь ли ты собственные аранжировки и т.д. Далее меня просят спеть еще одну песню. Я пою на английском. Свой материал петь категорически нельзя. Вы должны показать свою уникальность, когда исполняете чужой материал. По крайней мере, так написано на сайте «Голоса». После этого меня спросили, есть ли еще какая-нибудь аранжировка своя, и я исполнил песню Макса Фадеева «Колыбельная». За два дня до этого я решил сделать аранжировку, потому что так и подумал, что меня могут спросить об этом.
В общем, я все отыграл и мне сказали «Спасибо». Я вышел и подумал: «Ну все. Это «спасибо» прозвучало так, как будто «до свидания». А потом выходят и называют мою фамилию. Это была одна из трех фамилий из нашей десятки. Я не понимал что происходит, потому что в это все не верилось. Нас тут же администратор повел куда-то. Это было страшно, я ничего не понимал, и у меня был такой кипиш. Я уже не отвечаю родителям, а они мне трезвонят. - А я же сказал, что в пять часов все начинается, а вышел полдесятого только…
Все это подошло к концу, я заполнил какие-то данные, мне сказали куда и когда приезжать. Проблема была в том, что у меня в нужные даты был фестиваль. Я приехал и выступил в Кургане, Шадринске, и в эту же ночь стартанул в Челябинск, откуда самолетом полетел в Москву. Прилетел туда весь измученный, захожу на базу «Фонографа» - музыкального коллектива, который озвучивает весь проект «Голос». Начали думать, что мне петь. Мне сказали: «Давай что-нибудь советское, но так, чтобы не ломать всю гармонию». Я сделал эту песню («Прощай, от всех вокзалов поезда…») в латине. Меня попросили, чтобы гитара осталась, осталась перкуссия. Все это сделалось быстро и успокоилось. До 19 августа меня не трогали. В эту дату нужно было в Москву приехать и две недели там жить. И вот 19 августа я приезжаю в Москву. Я пришел на репетицию, мою аранжировку уже играют как нужно. Было всего лишь 2 минуты на репетицию. Я сказал свои пожелания, что мне не понравилось и т.п. Там я услышал краем уха, что Агутину точно понравится эта аранжировка. На тот момент я не знал, кто будет в жюри. До последнего нам ничего не говорили.
Конечно же, снимали заранее интервью, которое показывается до выступления.
Где проходят съемки?
- Все съемки проходят на территории павильона съемочного, это не Останкино. На базе фабрики бывшей. Это очень непривычно, потому что по телевизору ты видишь одну картинку, но когда ты приходишь туда – все иначе. Это атмосфера другая, настроение. Выхожу я снимать интервью, и так получилось, что я 10 минут давал интервью, а потом оказалось, что у меня проблемы со звуком. Мне пришлось все это переписывать. Потом оказалось, что проблемы со светом. На третий раз, наконец, все получилось. Я дал интервью и ушел.
Были какие-то особенные пожелания по поводу внешнего вида, костюма?
- Костюм подбирал заранее. В контракте прописано, что нельзя выходить в концертных костюмах, в блестках, в клеточку и полосочку. Подходящее из моей одежды выбрали очень быстро, с этим не было никаких проблем.
А если коснуться финансовой части? Что оплачивалось, а что нет, и так далее?
- Все за свой счет. Потратились, конечно, довольно большие суммы на проживание, еду и так далее. Само же участие в проекте абсолютно бесплатное. Никаких взносов, никаких оплат.
25 августа – саундчек, настройка звука. Все идет очень долго. Звук не очень качественный в этом павильоне, звук куда-то улетает, ты не понимаешь, как ты поешь. У жюри, у наставников, стоят мониторы, сделано все так, чтобы звук попадал именно к ним. Нам же надо стоять на одном месте, потому что если отойдешь ходя бы на шаг – звук другой.
После саундчека, вечером, была встреча с Юрием Аксютой. Он рассказывал, как все будет происходить, кто будет в наставниках. Нам объявили Билана, Лепса, Полину Гагарину и Агутина. Не очень рады были академисты, которые пели классическую музыку. Они ждали Градского. Но таких было не так много.
Какие ощущения были до выступления? В ходе подготовки к нему?
- Месяц, две недели ты живешь под постоянным давлением. Это груз ответственности. Ты ждешь этого и понимаешь, что у тебя всего лишь одна попытка. Если ты ошибешься, не вовремя вступишь, тебя снимают с конкурса. Если ты остановился, что-то кардинальное произошло – тебя просто в эфир не допустят. Если ты напортачил – «Прости, друг. Мы предоставили тебе все возможности». Наставники уже слышали музыку, они уже слышали твой голос. Ты не воспользовался моментом и дальше ты не пройдешь.
А как проходили сами съемки, которые потом вышли в эфир, и сколько времени они длились?
- Съемочные дни проходили 27, 28 и 29 числа. Все слепые прослушивания снимаются за 3 дня. Наставники садятся в свои кресла в 9 утра и начинают работать. Работают до часу ночи. Я оказался 97 из 150. Еще расскажу о такой системе: когда наставники набирают полностью все свои команды, естественно, на ком-то это останавливается. Остаются люди – 15-30 человек. Эти люди автоматически переносятся на следующий год, и они обязательно выступают в 1 день. В итоге в «Голосе-5» в первый день выступало около 30 прошлогодних ребят. И в первый день набрали очень большое количество людей. И так получилось, что во 2 день отбор был чуть пожестче.
У меня время было назначено на 3 часа второго дня, но произошел казус. Один из наставников – Лепс, опоздал на 4 часа. И его все ждали. Потом произошла еще одна проблема- кресло Лепса просто не стало поворачиваться. Ты ждешь, волнуешься, перегораешь, не понимаешь, что происходит, потому что ребята, которые должны выступать в девять, в три часа еще до сих пор не начинали.
В итоге за 3-4 участника до меня закрыли день. Наставники не смогли дальше продолжать. Естественно, для нас это немножко шок, потому что мы уже готовились, мы настроились, я весь день не ел. Я никогда не ем в день концерта.
В итоге мы приехали домой очень поздно, а в шесть утра уже встаем, готовимся. И вот так получилось, что опять задержка, и после обеда я начинаю выступать. Перед тем, как выйти, я настраивался очень тщательно, как обычно. Для меня это очень важная процедура, а-ля медитация, я не вижу и не слышу ничего, направляю все в нужное русло. Перед выходом я не волновался, а когда вышел – произошел какой-то психологический надрыв, нервы просто сдали. Я не понимал, что происходит. Это мой голос, а вроде и не мой. Я только потом, когда посмотрел эфир, понял, что у меня голос немножко дрожал. Все прошло слепым пятном. Ноги подкашивались, я не знал что у меня с лицом. И со мной такое впервые в жизни приключилось.
Они повернулись, мы долго общались. Мы долго говорили с Агутиным. Он похвалил меня за аранжировку, сказал, что она ему очень понравилась. А с вокалом… Ну вы, в общем, сами все слышали. Я согласен со словами Агутина, но теперь у меня есть стимул доказать ему, что я и вокалист нормальный, не только музыкант. Я пошел, пожал всем руки, они сказали мне какие-то слова на ушко. Я, честно говоря, не помню совсем, что они говорили. Я не понимал ничего, были очень смешанные чувства.
Я ушел со сцены, пришел к ребятам, которые меня поддерживали. Я рад, что такие люди были со мной, это очень помогало. Это была моя жена, сестра жены, которая подала заявку, мой дядя.
Все так быстро прошло, мы поговорили с Нагиевым…
Какой он?
- Он заставляет смотреть на него, слушать его. Он очень приятный человек. Он трудится больше всех на этом проекте. Работает с утра до вечера, бегает туда-сюда.
Что происходило дальше?
- Дальше мы вышли и пошли в ресторан, в кинотеатр. Был немножко удар, не какая-то обида, а ощущение, что я не смог сделать то, что я задумывал, а это всегда больнее всего. Критика – это всегда хорошо, потому что это большой рост. Не получилось сделать хотя бы тот минимум, который я планировал. Я был подавлен, ждал эфира – выйдет – не выйдет.
То есть это тоже было неизвестно?
- Мне сказали, что в эфир должно выйти выступление. Я потом интересовался у Аксюты, почему именно я. Он ответил мне, что не важно, какой ты вокалист, важно, какой ты человек и какой музыкант. Самое главное, что во мне увидели – как раз вот это вот, может быть, зерно, музыкальное начало. А вокал, тот минимум, который нужен был, я им обладаю, по крайней мере, до выхода на сцену.
Про тех, кто «засветился» на 1 канале, говорят, что они потом на следующий день просыпаются знаменитыми. Каким было твое утро после выступления?
Родители, друзья увидели это на два часа раньше меня. Мне начали звонить и писать с начала дня. Я старался не читать, готовился морально послушать, что получилось. Я не знал как получилось. Когда я посмотрел номер, я расстроился. Потому что я хотел увидеть немножко другое. Первые два дня было очень тяжело. Мне пришло около 3000 сообщений в следующие три дня после эфира. Было приятно слышать слова поддержки. Писало очень много знакомых и незнакомых людей.
Много положительного написали в личные сообщения, но на сайте я начитался критики, причем не очень конструктивной. Писали: «Да как же он вообще прошел? У него, может быть, там родственники? Может он заплатил?» и т.д. Мне было очень тяжело. Я понимаю, что на меня все свалилось враз, но спустя пару дней я немного остыл, осознал все, переработал в своей голове, и понял, что это все делает меня только крепче. Потому что невозможно нравиться всем абсолютно, никогда, хоть как. Я думаю, что это будет меня закалять. Я даже заходил на странички этих людей, интересно было посмотреть, кто же говорит обо мне все эти вещи. Насмотрелся.
Поступали потом какие-то предложения сотрудничества от музыкантов и т.д.?
- Некоторые кавер-группы делали предложения выступать с ними. Чаще всего говорил нет. Стараюсь не обидеть людей, потому что я хочу пиарить свой проект, свое творчество и музыку, потому что, мне кажется, это самое важное, что должно быть у любого человека – он должен показывать свою личность. Я не могу показать свою личность через чужой материал. Я хочу брать какие-то вершины с помощью моего творчества.
Проект идет своим чередом. Никита Савельев живет дальше. Что дальше у Никиты Савельева?
- Сейчас я написал очень хорошую песню. Я думаю, что она очень хорошая. По крайней мере, она искренняя. Я написал ее на эмоциях после участия. Я горжусь этой песней, потому что даже ее суть говорит, что твой огонь сердца может померкнуть, но главное не забывать, что он не погас. Когда кажется, что все плохо, что все идет куда-то не туда, и ты не понимаешь что же происходит – главное помнить, что это всего лишь временно. Это только дорога вперед, это только шаг на ступеньку выше. И вот у меня песня получилась такого рода, такой тематики, и музыкальная основа мне очень понравилась, потому что зачастую, когда ты пишешь музыку – ты пишешь в хорошем настроении лирическую музыку, а когда ты в плохом настроении – ты пишешь мажорную музыку. Получилось, что она у меня в таком мажоре. Я очень ждал такую песню, я очень хотел ее написать, и вот у меня получилась эта песня. Дальше у меня есть пара интересных идей, но я пока их не буду озвучивать. В дальнейшем, я думаю, они выйдут в свет и будет что-то интересненькое.
Если подвести некий итог – что тебе дал проект «Голос»?
- Я считаю, что весь этот опыт, который я получил, положительный. Я для себя извлек очень много уроков. Я знаю, что со мной происходит в критической ситуации теперь. Я выступил хуже своего минимума, на который я рассчитывал. Но я, на самом деле, доволен, что так получилось, потому что мне есть куда расти, я знаю, чего я хочу и как мне этого добиться, а это самое главное.