В городском краеведческом музее открылась выставка под названием «Эхо революции».
Основная цель новой выставки, как уточнила экскурсовод, – это не просто рассказать о важнейших в истории России событиях и конкретных людях, которые принимали в них непосредственное участие, как со стороны белых, так и со стороны красных, но примирить наконец-то тех и других. И всё-таки почему-то фотографии представителей белогвардейского движения оказались размещены на одной стене, а представителей зарождающейся красной армии – на другой.
Юлия Иванова, экскурсовод Шадринского краеведческого музея: «Хотим их показать в сравнении, потому что действия они совершали одни и те же. Они хоронили, перезахоранивали, их действия по отношению к населению практически идентичны. Их цели одновременно разные и похожие. Идеологические нестыковки их не мирили. Мы хотим показать их как людей, которые делали одно и то же, поэтому они у нас рядышком, но не вперемешку».
Наверно именно поэтому эхо жестокой, кровавой революции даже спустя столетие не умолкает в нашем народе. И откликается оно разными проявлениями. Приглашенная на открытие выставки специалист отдела культуры городской администрации по охране городских памятников рассказала посетителям выставки о том, что в текущем году планируется создание книги «Память народная».
Екатерина Колчина, специалист отдела культуры по охране памятников администрации г. Шадринска: «В книгу будут включены памятники, обелиски, события, которые коснулись Шадринска. Наш город и Россия неразрывно связаны: какие события случались в стране, то же происходило и у нас. В книге мы описываем события с 1812 года, рассказываем о русско-японской войне 1904 года, затем идут события Первой мировой войны, которая тоже затронула Шадринск: на Воскресенском кладбище есть захоронение полного Георгиевского кавалера Черемисина и другие захоронения времён Первой мировой войны, а также мемориальные доски об этом событии».
Екатерина Степановна выразила сожаление о том, что сегодня шадринцы зачастую не разделяют мнения о непременном сохранении сведений о тех революционных событиях, которые происходили в нашем городе, снимая мемориальные доски со стен своих домов. Но есть в Шадринске люди, в которых эхо революции отзывается совсем иначе. Для руководителя шадринского военно-исторического клуба «Штандарт» гражданская война, вызванная революцией, – это самое страшное событие во всей многовековой истории России.
Анатолий Педошенко, руководитель военно-исторического клуба «Штандарт»: «Может, кто-то со мной не согласится, но, на мой взгляд, это даже страшнее, чем Великая Отечественная война. Из неё наша страна вышла победительницей, народ сплотился. А гражданская война кровавой бороздой разделила всё наше общество на два непримиримых лагеря – белых и красных. Самое страшное даже не то, что миллионы погибли в этой борьбе, а то, что страну были вынуждены покинуть миллионы наших соотечественников».
Посетители увидели реконструкторов в военной форме различных армий – РККА, чехословацкого корпуса и белой колчаковской армии, которые в годы гражданской войны никогда не стояли так мирно рядом. А меж тем их внешне отличали лишь мелкие детали – нашивки на рукавах, фуражках и погонах. Но внутри каждого из них бушевали идеологические страсти, разорвавшие единую страну на два враждующих лагеря.
Алексей, участник военно-исторического клуба «Штандарт»: «Мы потеряли большой культурный пласт нашей страны. Это огромная потеря».
Андрей Комиссаров вот уже 6 лет примеряет на себя жизни воевавших предков из различных сословий и классов. Сегодня он в форме солдата чехословацкого корпуса.
Андрей Комиссаров, участник военно-исторического клуба «Штандарт»: «Сегодня в этой форме, а завтра буду в другой. Это означает, что мы не делим их на красных и белых. Это наши предки. Гражданская война шла между отцом, сыном, братьями, и делить их на белых и красных неправильно».
Анатолий Гордиевских сегодня в форме красноармейца, но даже ему понять тех, кто был в такой же сто лет назад, сегодня непросто. Одно бесспорно ясно: война между братьями – это страшно.
Анатолий Гордиевских, участник военно-исторического клуба «Штандарт»: «Сейчас говорим, кому отдаем симпатии – белым или красным. Но неизвестно, в какой ситуации мы бы там оказались. Мы могли бы быть и на той, и на другой стороне».
Думается, что фотографии посетителей выставки с участниками военно-исторического клуба – это не просто повальное увлечение селфи или исключительно на память о мероприятии. Хочется верить, что это также четкое понимание того, что военные люди в формах враждующих армий могут быть так близко рядом лишь во время перемирия и лишь если останутся живы после кровопролитной драки.
Вера Кочкина, жительница г. Шадринска: «Отец моего отца Степан, кузнец, бежал из царской армии, пробирался по Уралу и попал в плен к чехам. Вспоминая тот период, он жалеет только об одном: чехи у него две шинели отобрали. На вопрос, откуда у него взялись две шинели, дед не отвечает. Но пока чехи и белые не ушли с территории Шадринского уезда, он с братом Василием сидел под домом, в подполье, и по ночам, накушавшись браги, громко пели, курили и пугали соседей, которые думали, что в подполье завелись домовые. Сегодня вопрос о Гражданской войне остро встал в связи с тем, что происходит на Украине. Мы соотносим эти события с событиями столетней давности и постоянно возвращаемся к теме Гражданской войны. Нет ничего страшнее этого, как нет ничего страшнее драки в семье, когда муж поднимает руку на жену, а жена на детей, когда всё это выливается в самый немыслимый кошмар. Любая гражданская война – это война семьи, война в душе, потеря целостности не государства, не семьи, а личности. Мы перестаём осознавать себя как единое целое».
Сколько еще будет звучать эхо революции в россиянах? Кто знает. Но пока оно звучит и оставляет боль. Прадеда Андрея Комиссарова могли расстрелять белые, и только случай помог не оказаться ему в могиле Красного Яра.
Андрей Комиссаров, участник военно-исторического клуба «Штандарт»: «Как мне рассказывала моя тётя, которая тогда была ещё ребёнком, сосед моего прадеда увидел его, своего соседа, и оттолкнул его в сторону от тех, кого уже повели на расстрел. Вот такая история».