Шадринский театр покажет пьесу наряду с Венгрией, Молдовой, Грузией и Ираном
Пять театров представят своё видение пьесы «Сиротливый запад» на международном театральном фестивале Мартина МакДонаха в Перми.
Фестиваль готовится в третий раз удивить публику — только здесь в течение знаменитой «ирландской недели» можно увидеть одну пьесу с разных точек зрения — смысловых, национальных и географических.
Главные герои «Сиротливого запада» — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной о смерти отца. По словам художественного руководителя пермского театра «У Моста» Сергея Федотова, это остропсихологический театр:
— Болезненная реалистичность событий и отношений двух братьев, жестокость, замешанная на годах непонимания, тяжёлом быте, пустых обидах и убийстве, парадоксальным образом сочетается с острой комедийностью, заставляя зрителей пребывать в экстремальных состояниях.
Иранский Бужнард Арт Театр — взгляд на «Запад» с Востока
Восток — дело тонкое, иранская интерпретация пьесы раскроет знакомый сюжет по-новому. Организаторы фестиваля не первый раз приглашают иранские театры. На втором фестивале это был «Человек-Подушка» театра Nowadays, на этот раз в Перми – иранский «Сиротливый Запад». В Иране женщины впервые вышли на сцену в 1917 году, и до сих пор иранцам, занимающимся искусством, приходится иметь дело с ограничениями. Например, актрисы не могут появляться на сцене и в кадре без хиджаба, нельзя прикасаться к противоположному полу, нельзя оскорблять священные тексты. Но как же они представят нам историю дерущихся и вечно ругающихся братьев, историю соблазнения отца Уэлша жаждущей любви Кэтлин? Творческие люди в Иране овладели особым искусством и научились балансировать между запретами и желанием осуществить задуманное. Запрет на контакт мешает, только когда герой и героиня в эмоциональном объяснении. Но режиссёры обозначают ситацию так, что вы не заметите, что того объятия или поцелуя, которых вы ждали, не было. Он потянулся её обнять — и тут звонок в дверь, надо бежать… Главное же – страсти, желание любви и боль утраты – передаются иранскими актёрами удивительно тонко, ведь настоящие любовь и боль поражают в сердце в любой точке планеты.
Альтернативный венгерский театр «Солтис Лайос» – о «Западе» с запада Венгрии
Свои постановки театр из Венгрии обычно играет на открытом воздухе на различных фестивалях и мероприятиях, но Пермь в октябре не сможет порадовать тёплой погодой гостей из Европы. Зато ирландский колорит – промозглый ветер и серый дождь — вполне ожидаемы. Режиссёр Петер Иштван Наги относится к этому с юмором:
— Быть альтернативной театральной группой всегда нелегко, но мы стараемся сделать всё возможное, чтобы достичь театрального идеала, используя все наши силы и опыт. Если мы хотим создать что-то, будь то постановка или даже просто декорации, костюмы, или если мы хотим отправиться в тур, мы должны работать над задумкой с кровью, потом и слезами.
Уверены, слёз в зале будет немало, ибо постановки венгерского театра, по отзывам зрителей, отличаются высокой эмоциональностью, и история семьи, жаждущей, но не умеющей любить, отзовётся в сердцах публики. Венгры называют свой театр «театр-дом», где каждый помогает общему делу по способностям. Сейчас театр, который организовался как любительская студия для молодёжи, стал одним из самых интересных театральных явлений в Венгрии.
Впервые на фестивале — грузинский «Открытый театр»
Пусть на фестивале театр и впервые, но работа режиссёра Вахтанга Николава хорошо знакома пермскому зрителю. Южный темперамент, мужская энергия — это то, что нужно в пьесах великого ирландца Мартина МакДонаха. Диалоги «Сиротливого Запада», вполне возможно, кажутся грузинам недостаточно эмоциональными — ведь даже разговор о погоде грузинских «мачо» — это как минимум страсти, эмоции, объятия и возможность конфликта, который затем можно урегулировать за хлебосольным столом. Но не внешнюю мишуру, не драки и стычки считает главным режиссёр — главное всё же души героев пьесы МакДонаха. А в душах каждого из четырёх персонажей достаточно и боли, и желания любить, и обид, и надежд. И в этом кипящем котле рождаются слова, которыми можно ранить, слёзы, которыми приходится залечивать душевные раны. Как любят говорить на фестивале МакДонаха, в каждом из нас немного Ирландии. И в этом смысле Грузинскому театру повезло — пусть и в разных точках планеты, в Ирландии под пронизывающим ветром и дождём, а в Грузии под палящим солнцем и среди гор — они очень близки по темпераменту.
Взгляд на Запад «С улицы Роз»: театр из Молдовы исцеляет смехом
Один из ярких участников Третьего международного театрального фестиваля ирландского кинорежиссёра и драматурга Мартина МакДонаха — молдавский театр «С улицы Роз», созданный заслуженным деятелем искусств Республики Молдова Юрием Хармелиным, настоящим сподвижником театра. Несмотря на ощущение безысходности и трагизма мрачной комедии, молдавский «Сиротливый запад» искрится «чёрным юмором», и в то же время наполнен глубоким смыслом простых человеческих ценностей, размышлениями о собственном предназначении и вере. Поражает филигранная игра актерского ансамбля, которые абсолютно достоверны и правдивы в предлагаемых обстоятельствах жанра «чёрной» комедии абсурда.
Зрители говорят: «Они доводят зрителя до полного исступления. Ты ловишь себя на мысли, что гомерически хохочешь над такими событиями, от которых в реальной жизни можно сойти с ума от горя и святотатства происходящего. А потом понимаешь, что этот смех исцеляющий, дающий «глоток воздуха». Если ты смеешься над этими проблемами, значит, ты их победил, потому что градус юмористического накала зашкаливает».
Взгляд на ирландскую глубинку из российской: театр из Шадринска покажет свой «Запад»
Шадринскому драматическому театру — 121 год, он был открыт в 1896 году обществом попечительства о народной трезвости. К началу Великой Отечественной войны он по праву считался лучшим периферийным театром всего Южного Урала.
Для постановки спектакля по пьесе Мартина МакДонаха «Сиротливый Запад» в Шадринск пригласили молодого и талантливого режиссёра Илью Ротенберга. Он определил жанр спектакля как «мрачная комедия». Главный акцент режиссёр делает на игре актёров и сюжете. По его словам, Макдонах интересен тем, что очень глубоко погружается в природу человека:
— Все части сюжета, поступки персонажей ужасны, это край того, что может делать человек. Хоть дело и происходит в далёкой Ирландии, но всё то же самое может произойти в любом городе мира. Просто два брата с детства, не помня сами, с чего это началось, ненавидят друг друга, и любое слово, поступок, движение вызывает раздражение. И вот такая жутчайшая ненависть соседствует с неподдельной братской привязанностью друг к другу. Они друг без друга никуда. Мне кажется, это очень по-русски.
Зрители шадринского спектакля пишут после просмотра: «Хочется попросить прощения у всех, кого обидел». Это ли не лучшее подтверждение глубины смыслов спектакля?