Бобры и огурцы: завершился второй этап экспедиции «Курганское Зауралье»
Проходит она под руководством известного путешественника и фотографа Николая Рундквиста.
Сегодня Николай Антонович делится своими путевыми заметками.
Второй этап экспедиции «Курганское Зауралье» — водное путешествие по Тоболу — начался 6 мая в Звериноголовском, по местному — в Зверинке. Необычное название было дано селу из-за многочисленных палеонтологических находок на обрывистых тобольских берегах, среди них ископаемые звериные головы.
Первоначально планировали пересечь всю Курганскую область с использованием лодочного мотора, но потом отдали предпочтение спокойному и беззвучному сплаву на вёслах. И правильно сделали, поскольку именно так можно насладиться настоящим единением с природой и не распугать речную живность. Правда, в первый вечер раздражало нудное жужжание невидимого насекомого роя.
Во время сборки нашего катамарана к нам подошёл дедушка и поинтересовался, чем тут занимаемся:
– А рыбу что ли не ловите? Так я вам сейчас наловлю.
Познакомились: дедуля 1928 года рождения (одногодок моего отца, 91 год!), а зовут его Николай Антонович. Уха и интересный собеседник нам были обеспечены.
Первые впечатления от реки, как часто бывает, не соответствуют нашим ожиданиям. Обычно на сплаве холодно, и мы запаслись тёплой одеждой, а тут стоит аномальная жара: каждый день температура воздуха поднималась до 30-32 градусов. Это для нас, безусловно, плюс. Но воды в реке для половодья маловато и скорость её течения намного ниже ожидаемой. Это минус.
Кто хозяева Тобола? Ответ однозначный — бобры! Бобров на Тоболе не меньше, чем автомашин «Красное и белое» на российских дорогах. Бобр — это симпатичное животное длиной до метра и массой до 30 килограммов, оно покрыто красивым мехом. Живут они как люди — и семьями, и поодиночке. Активность бобров приходится на тёмное время суток. Ночью над рекой стоит гвалт, мешающий сладко спать. Бобры любят свистеть, плюхаться с размаха в воду и общаться друг с другом посредством ударов своего плоского хвоста по поверхности воды.
На Тоболе бобры живут и в норах, и в хатках. В реку скатываются по глубоким желобам. В Википедии написано, что они оказывают благоприятное воздействие на экологическое состояние воды и окружающей природы. Если вам доведётся плыть несколько дней вдоль берегов со сплошь обглоданными деревьями, то википедийное утверждение может показаться спорным. Иногда работа зубов бобра напоминает скульптурные произведения в жанре авангарда.
Неожиданная проблема с питьевой водой: жара, постоянная жажда. Воду из реки пить сырой не рекомендуется. Тихий вечер, кипятим на завтра 5 литров воды. Медленный закат, аромат черемухи, бесшумные дальние зарницы, короткий дождь, гроза уходит на запад, насекомый рой уже не мешает.
Село Редуть. На этом месте в 1717 году оренбургский губернатор И.И. Неплюев заложил оборонительный редут. Постепенно село разрослось до 800 дворов, разбогатело и соорудило прекрасный Вознесенский храм. Он был соединен подземным (!) ходом с домом местного священника. Церковь сохранилась, но богослужений в ней не было последние 90 лет.
Сейчас в селе на левом берегу Тобола живут пять человек: две пожилые пары и одинокий старик. К 9 Мая они покрасили памятник своим односельчанам, развесили флажки и портреты своего Бессмертного полка.
Одинокий старик также угощает нас рыбой и даёт две пятилитровые бутыли с водой, за которой он ездит 20 километров:
— Котелок-то хоть есть у вас?
Почему такие хорошие люди на Курганщине?
— Потому что они бедные, — неожиданно объясняет наш курганец Саша Баранов.
Многие деревья и кустарники по берегам покрыты деятельностью ещё одного тобольского хозяина. Это вьюнок с бесчисленным количеством сухих щетинистых коробочек с иголками. Продолговатые коробочки имеют около 5 сантиметров высоты и 2,5 в диаметре. Как выяснилось, это бешеные огурцы, забавное растение, стреляющее по осени своими семенами. Эти плевки за счёт внутреннего давления в коробочке достигают 6-8 метров в длину. Местные жители не знают, что огуречные стебли и корни обладают лекарственными свойствами.
Возле деревни Бараба на Тоболе — самый известный пляж. Купаемся, кстати, каждый день! И это в первой декаде мая! На противоположном берегу чернеют руины Успенского храма, освящённого в 1853 году и прекратившего службы в 1935-м. Развалины популярны у чёрных копателей. Здесь удаётся находить старинные артефакты: гвозди, монеты, подковы.
В последнюю ночь рядом с нами стояли отдыхающие, их музыка стелилась над древним Тоболом и мешала спать сильнее, чем шум бобров. Что-то у наших соседей не сложилось и в 3 часа ночи они поспешно собрались и уехали. И здесь я услышал насекомый рой. О, как он приятно ласкал слух!
Состав экспедиции на втором этапе: Николай Рундквист, Александр Баранов, Сергей Баскаков, Сергей Батурин, Ольга Голикова, Андрей Зорин. Главная цель проекта прежняя —сбор материалов для издания художественного альбома о замечательной Курганской области.
Старт следующего этапа — велосипедной Шадринской «кругосветки» запланирован на 5 июня. Затем в августе — летнее путешествие на автомобилях, завершит проект осенний сплав по рекам Исеть и Миасс.
Николай РУНДКВИСТ, руководитель экспедиции «Курганское Зауралье»