Свой дом Алексей и Людмила превратили в «хрустальную мечту».
Алексей Епанчинцев работает начальником смены тарного цеха ШААЗа. Попадая в мастерскую дома Епанчинцевых, начинаешь верить в сказку. Смотришь на крошечных мышат в миниатюрных варежках, портрет незнакомки, цветы в полупрозрачных разноцветных капельках росы, и не веришь, что всё это создано из стекла.
- Моему увлечению уже пять лет, - говорит Людмила, раскладывая многочисленные баночки с материалами. – Я случайно увидела работу в технике фьюзинга и загорелась. Целый год решалась купить специальную печь для спекания стекла. Поддержал муж - помог выбрать оборудование, обустроить рабочее место, тяжёлую печь поставил на колёсики и сделал передвижной, и сейчас выставляет нужные режимы спекания – в технических особенностях процесса Алексей разбирается лучше меня.
После этих слов сразу проясняется предназначение квадратного ящика в углу мастерской – именно здесь осколки стекла разной величины и цвета становятся единым целым. Алексей Валерьевич открывает крышку печи и рассказывает о её особенностях:
- Муфельная печь предназначена для постепенного разогрева материала. В зависимости от типа стекла её можно «разогнать» до 700-800 градусов. Температуру мы подбираем экспериментальным способом, учимся на своих ошибках. Чуть жарче – готовая работа потеряет форму и превратится в бесформенный монолит. Вытащишь раньше – растрескается от перепада температур. Стекло очень капризное и не терпит невнимательного отношения.
Чтобы не стать жертвой «колючего» характера стекла, Людмиле приходится работать в защитных очках и перчатках, но даже это порой не спасает от небольших порезов. Среди прочих инструментов замечаю на столе шлифовальный станок. Им мастерица обрабатывает острые сколы и неровности, чтобы добиться точности и гладкости деталей.
- Попробуй, - Людмила протягивает мне стеклорез и небольшой кусочек стекла.
Провести ровную линию на заготовке оказывается довольно просто. Небольшой нажим специальными щипцами, стекло с характерным звуком трескается, и из одной заготовки получается две ровные детали. Резать по извилистым выкройкам гораздо сложнее. Ловким движением рук Людмила дробит ещё один кусочек стекла на пять треугольников и при помощи плоскогубцев формирует из них сердцевидные лепестки.
- Во фьюзинге в дело идут самые мелкие крошки и осколки, которые остаются после выкраивания деталей из цельного листа стекла. Порой вырезать тонкий стебелек никакими инструментами не получается, а ненароком отвалившийся от стекла осколок вполне подходит.
В подтверждение своих слов Людмила берёт баночку с различными осколками и вылавливает из них жёлтую капельку и зелёные тонкие прожилки – сердцевину и листья будущего цветка.
- Чтобы детали не смещались во время транспортировки в печь, «сажу» их на клей. Он полностью выгорает при высоких температурах, не нанося ущерба будущей работе. Стеклянные же детали приобретают блеск, обтекаемость и спекаются между собой. В работе нужно учитывать текстуру материала, его термоплавкость, поэтому к комбинированию разных видов стекла я подхожу с опаской. Процесс спекания занимает около суток, температура в агрегате сначала плавно нагнетается, потом так же плавно опускается до комнатной. Никогда не знаешь, что достанешь из печи через сутки. Стекло может сместиться, поменять цвет — и задуманная композиция изменится тоже.
Первая изготовленная Людмилой работа сохранилась только на фотографиях. Она продала её по просьбе знакомых. Но в целом, продаются далеко не все творения. С некоторыми, особо любимыми, трудно расстаться. Да и не так много в нашем городе ценителей ручной работы, готовых платить за неё полную стоимость. Учитывая, что один лист стекла для фьюзинга с доставкой из интернет-магазина обходится около полутора тысяч рублей, такое изделие не может стоить дёшево. Но для Людмилы ценность увлечения в другом.
- Я отдыхаю и восстанавливаюсь, когда работаю со стеклом. И даже когда очень болею, нахожу силы прийти в мастерскую. Так и болезнь быстрее отступает, и времени себя жалеть не остаётся, - говорит она.
Удивительные пейзажи, фантазийные портреты, шкатулки, фонарики, авторские брошки, серьги и браслеты из стекла - глядя на это разнообразие, понимаешь, что стекло хоть и напоминает лёд, но может дарить настоящее тепло, если попадёт в правильные руки.
Ирина БУЛЫГИНА, фото автора