Леонид Шутов: "Для меня ШААЗ - это вся моя жизнь"
Заслуженный машиностроитель РФ Леонид Шутов 43 года проработал на Шадринском автоагрегатном заводе, продолжив династию инструментальщиков.
Перед ним никогда не стоял вопрос, кем быть. Любовь к профессии из рук в руки передал ему отец. И с первого дня своей взрослой самостоятельной жизни вплоть до выхода на заслуженный отдых Леонид Николаевич Шутов оставался верен семейному делу.
- Отец Николай Павлович Шутов пришёл с Советско-японской войны и сразу устроился в инструментальный цех, - вспоминает ветеран завода. – Я окончил школу в 1966-м. В те годы был период, когда школьники, как и сейчас, учились одиннадцать лет. С восьмого по одиннадцатый классы по субботам вместо уроков мы спешили на производственную практику. Все школы были закреплены за разными городскими предприятиями. Наш класс должен был собирать бензонасосы в карбюраторном цехе на ШААЗе. Но отец сумел с кем-то договориться, чтобы меня одного из класса направили к инструментальщикам. «Буду всему учить сам, у тебя получится», - напутствовал он. Три года ходил я к нему на практику, учился работать с инструментами, припиливать, подгонять, проверять размеры деталей, читать чертежи. Поэтому, когда после школы пришел работать на завод, многое уже умел. Но только через пять лет отец удовлетворительно заметил: «Вот теперь из тебя получился специалист».
Профессия слесаря-инструментальщика всегда считалась одной из самых сложных. Необходимо иметь знания и навыки в области черчения и математики, знать законы химии и физики, владеть разными методами металлообработки. А кроме того, рабочий должен быть физически сильным и выносливым, обладать пространственным мышлением, иметь твёрдость руки. Отработав год, Леонид решил поступить на вечернее отделение Курганского машиностроительного института, располагавшегося вместе с автомеханическим техникумом в стенах старого заброшенного храма. С утра спешил на работу, вечером – на занятия. Учёба давалась легко, ведь за плечами студента уже был определённый производственный опыт. В 1973-м году Шутов получил диплом об окончании вуза по специальности: «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». После института Леонид перешёл на должность мастера, работал старшим мастером, но через несколько лет снова встал к верстаку.
- Надоело мне, - улыбается он. – Целый день документы заполняешь: дневник мастера, экран успеваемости, соцсоревнования. Не любил я эту бумажную волокиту, мне работать надо! Финансовая составляющая этого вопроса тоже сыграла не последнюю роль. Зарплата рабочего была на порядок выше, чем у мастера.
Леонид Николаевич всегда умел отстаивать свою позицию. Нет, он не конфликтный, но исходя из жизненного и профессионального опыта мог высказать свою точку зрения руководителям любого ранга. Так было, когда во вновь построенный корпус прессового производства решили перевести инструментальщиков. «Ну как можно уникальное оборудование, которое микроны «ловит», поставить рядом с двухсоттонным прессом?», - негодовал Шутов в своём письме в редакцию заводской газеты.
- Не знаю, подействовало моё письмо или нет, но нас оставили на своём месте, - говорит ветеран. - Признаться, для руководителей я был неудобным человеком. Однажды поспорил с начальником цеха, который решил приобрести токарные станки с числовым программным управлением. Я ему говорю: «Это оборудование для серийного производства, а у нас штучные изделия, вся оснастка индивидуальна, имеет свои особенности. Нам нужны фрезерные и эрозионные станки». В тот раз я не смог переубедить начальника цеха, но жизнь доказала мою правоту. И сегодня фрезерные и эрозионные станки с ЧПУ значительно облегчают работу слесарей-инструментальщиков.
Инструментальщик душой болел за производство. Говорит, по-другому не умеет, так воспитал его отец. У него самого за годы работы было много учеников, которые сегодня достойно трудятся на ШААЗе и других предприятиях области. В 1997 году Леониду Николаевичу Шутову присвоили звание Заслуженного машиностроителя Российской Федерации. Разумеется, приятно осознавать, что твой труд оценён по достоинству. Но, по признанию самого автоагрегатовца, всё что он делал, было ради семьи.
Со своей будущей супругой Леонид Николаевич познакомился в институте, где она осваивала специальность «Сварочное производство». Позже Людмила Александровна всю свою жизнь трудилась на ШААЗе в отделе техники безопасности. На заводе её помнят как человека требовательного и принципиального. Она и в быту была хозяйкой, стальным стержнем для всей семьи. Обожала порядок, очень любила детей, а потом и внуков. Семья была очень дружной. Леонид увлекался лёгкой атлетикой, лыжами, выступал за сборную завода. Людмила с детской коляской приходила за него болеть на стадион. Вечером за семейным ужином всегда обсуждали производственные дела.
Шутовы вырастили и воспитали двух замечательных дочерей. Старшая Светлана выбрала гуманитарное направление, окончила факультет иностранных языков ШГПИ, в 33 года стала доктором наук, профессором, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Внук Алексей получил диплом Санкт-Петербургского исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, работает в области информационной безопасности. Внучка Анастасия, окончив школу с золотой медалью, поступила в Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на направление «Юриспруденция». Младшая дочь Елена окончила Шадринский педагогический институт и Курганский машиностроительный университет, работает инженером-программистом в инструментальном цехе, продолжив семейную династию Шутовых, и сегодня уже она за семейным ужином делится заводскими новостями.
- Для меня ШААЗ - это вся моя жизнь, - говорит Леонид Николаевич. - Были тяжёлые времена, но плохого вспомнить не могу. Мой отец 35 лет проработал в инструментальном за одним верстаком. Я отдал производству 43 года. Заводской стаж супруги 37 лет. В этом же цехе несколько лет работала технологом моя младшая сестра Ирина Николаевна, но потом вышла замуж и уехала в Екатеринбург. Мой родной брат Сергей Николаевич Шутов трудился водителем в транспортном цехе. Но заводчанам он больше известен как тренер и механик шадринской команды по ледовому спидвею. В будущем году исполнится 25 лет, как дочь Елена впервые переступила порог инструментального. Вот такая получается арифметика...
Светлана Кириллова, фото автора и из архива Леонида Шутова